проект года
Музей русской живописи
Презентация коллекции в историко-художественном музее
15 месяцев понадобилось владельцу будущей экспозиции Рустаму Алиеву, чтобы доказать необходимость музея Калининграду, а еще, как водится, убедить власти в чистоте и, по сути, бескорыстии своих намерений
К концу 2018 года стало известно, что место под музей русской живописи и прикладного искусства не просто обещано, но и получило официальное документальное подтверждение – земля оформлена по «музейному назначению». В районе набережной Преголи через три года появится не просто выставочное пространство, а пространство со статусом музея. Что немаловажно, так как говорит о высокой оценке коллекции искусствоведами и кураторами. 15 месяцев понадобилось владельцу будущей экспозиции Рустаму Алиеву, чтобы доказать необходимость музея Калининграду, а еще, как водится, убедить власти в чистоте и, по сути, бескорыстии своих намерений. Частный музей в России, – а это признают создатели всех без исключения частных музеев в стране, – дело затратное и благотворительное.

Основатель и владелец старейшего молочного предприятия в Калининграде Рустам Алиев некоторое время назад увлекся коллекционированием русской живописи второй половины ХIХ века. Эта страсть каким-то естественным для его натуры образом и эволюционным путем привела к желанию иметь публичное собрание искусства. До конца понять, зачем ему это нужно, люди прагматичные не могут, да, пожалуй, не стоит это делать не только прагматикам, но и романтикам. Потому что присутствие в неизбалованном Калининграде музея с произведениями Репина, Левитана, Айвазовского, Верещагина, Ге, Маковского и других столпов русской живописи важнее любых личных мотивов коллекционера. Объявленный Алиевым бюджет всего проекта в полтора миллиарда рублей свидетельствует, что затея нешуточная. Выставочные и иные площади будущего музея уже спроектированы на несколько тысяч квадратных метров – для постоянной экспозиции, передвижных выставок, лекториев, детской художественной студии.

Чтобы доверять проекту Алиева, надо не забывать еще и об особенностях российского законодательства. Коль скоро произведения искусства, имеющие статус музейных, попали в Россию из-за границы, зачастую распроданные или увезенные из страны после революции 1917 года, сменить прописку они фактически уже не смогут. Теперь Калининград записан новым местом в их многовековой судьбе, ведь как говорит сам Алиев, «я тоже только временный их владелец».
Любовь Антонова
Фотографии Светланы Андрюхиной и Александра Подгорчука